вторник, 11 ноября 2014 г.

Полюбите сценариста

...сегодняшние так называемые сценаристы бросаются к клавиатуре компьютера, предварительно не научившись основам профессии. 
Разве вы, лелея мечту о сочинении музыки, сказали бы себе: «Я прослушал множество симфоний... к тому же умею играть на пианино... почему бы мне не набросать одну в эти выходные?» Конечно же, нет. Однако именно так начинают многие сценаристы: «Я посмотрел огромное количество фильмов, и хороших, и плохих... у меня отличная оценка по английскому языку... к тому же скоро отпуск...» 
Если вы захотите стать композитором, то сначала отправитесь в музыкальную школу, чтобы изучить теорию и практику, уделяя основное внимание жанру симфонии. После долгих лет усердных занятий вы постараетесь объединить полученные знания и собственные творческие способности, наберетесь смелости и попробуете что-нибудь сочинить. 
Многие начинающие авторы даже не подозревают о том, что написать хороший сценарий так же сложно, как и симфонию, а в чем-то даже сложнее: композитор имеет дело с математической точностью нотной грамоты, а мы погружаемся в беспорядочную материю под названием человеческая душа. 

Роберт Макки. История на миллион долларов


Мне не хватает крепких сценариев, захватывающих сюжетов и интересных историй. Прежде всего в играх. В фильмах с этим получше,  в сериалах - ещё лучше, в книгах - вообще хорошо (хотя книги - это отдельный разговор)

Вот играю я в FTL - а там 25 тысяч строк квестов (так написано в переводе). Я не знаю, кто был тот графоман, который их писал. Но...там нет сюжетной линии. Там есть сюжет - убегаем, находим и сражаемся. Но сюжетная линия?! Что это за тексты? О чём они? Год спустя я даже не могу вспомнить...

А вот я играю в Out there. Там меньше текста. Но я могу его вообще не читать. Игра почти не изменится. Случайный текст между перелётами - это галюциногенный бред одиночки на необитаемом острове космическом корабле.

Ну ладно, вот, ты такой умный, критикуешь, а вот попробуй сам сделай. И вот, слушаю подкаст, где вещают Галёнкин и Кочакова о работе сценариста в видеоиграх -  всё хреново, и нарративного образования у нас нет, в лучшем случае сочинения пилятся еле-еле, и сценаристы в игры не играют, и мертвого осла сюжетные уши пришиваются за 10 минут до релиза, и в итоге на игрока выливают графоманские потуги, которые он прошёлкивает как EULA, ставя рекорды по скорости чтения без всяких техник скорочтения.

В общем надо самообразовываться для начала. Закапываюсь в учебники по сценарному искусству. За плечами уже были "Прогулки в литературных лесах" Эко и "Как стать писателем" Кинга, которые попались мне лет 10-15 назад. Эти гениальные писатели не хотели выращивать себе конкурентов. Только так я могу оправдать эти "учебники". Нет, должно было быть что-то другое.
Впервые про Историю Героя я узнал полгода назад у Шелла в "Искусстве геймдизайна", где в паре глав он блестяще описал особенности и нюансы сценариев в видеоиграх.

Потом вышел на следующие книги, которые были написаны и/или переведены за последние 5-10 лет.
  • Молчанов. "Букварь сценариста" - потрясающий по своей простоте и доступности изложения учебник.
  • Снайдер "Спасти кошку" - увлекательный пошаговый набор приёмов практикующего сценариста.
  • Макки. "История на миллион долларов" - подробное учебное исследование, написанное прекрасным академическим языком (одно введение чего стоит - это просто квинтэссенция блеска и нищеты современной сценарной драматургии)

Подробнее расскажу про них в другой раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий