воскресенье, 5 июля 2015 г.

From Russia with Indie

Лучшая из личных историй инди - из того, что прочитал за последние пару лет. По душевности - как фильм Indie The Game, только "наше". Сохраню кусочек с комментариями.

"Мотивация — вообще отдельная тема. Многие мои друзья и знакомые говорят мне, что не смогли бы полтора года изо дня в день делать какой-то проект после работы. Я их понимаю, но мне повезло с ментальными трюками, которые я понавыдумывал, чтобы успешно обхитрить самого себя.
Начнем с самого начала — первым делом я перестал играть в игры. Вообще. Я не начал программировать и на игры стало не хватать времени, а я именно целенаправленно перестал играть в игры. Эффект был похож на низкочастотный плотный гул в воздухе после выключения колонок, только что игравших что-нибудь жутко басовое. Мне действительно не хватало развлечений в жизни по вечерам. При этом каждый раз когда мне хотелось сесть и поиграть во что-нибудь, я говорил себе, что вот она — самая интересная игра в моей жизни — выпуск собственной игры"

До этого уровня самоманипуляций еще не дошёл. Плюс я ещё с удовольствием самообманываюсь полезностью "исследований" и "конкурентного анализа". На Хабре, кстати,  давно ратуют против прокрастинации вконтактиках. И Дорофеев cartmendum тоже двигает тему отключения внешних раздражителей вплоть до интернет-шаббата в субботу.

Ради прикола я решил не стричься вплоть до выпуска игры. Учитывая нехилого размера лысину на моей голове, это решение было более чем поспешным. Зато у меня появился повод для разговора с односельчанами — каждый раз, когда меня спрашивали когда я уже постригусь, я говорил что когда выпущу свою игру. Большинство крутило пальцем у виска, но мне было все равно, я не лишен эксцентричности.

На полировку игры ушло ещё около двух месяцев. За это время волосы на моей голове успели разрастись до такой степени, что продавцы в магазинах вставали на защиту товара, когда я заходил в помещение. Я выглядел как бомж. Голова жутко чесалась особенно в жару, но в этом был и определнный плюс. Не раз и не два я, желая послать всё к чертям и лечь спать, видел свою тень или чесал свою ставшую уже уродливо волосатой голову и садился-таки программировать, напившись кофе, потому что понимал, что кроме меня некому закончить мое детище. А чем быстрее случился бы выпуск — тем быстрее я постригся.
Интересная мысль про внешние зароки/обеты/мотивации. Надо подумать как-нибудь о таких пряниках :)
Весь этот самоменеджмент, продумывание архитектуры и смысла игры, борьба с багами в качестве потока нескончаемых квестов. И со временем, по мере того как начало получаться, я действительно начал втягиваться в разработку, она стала моей игрой. При этом, подобно разнице между жирным фастфудом и легким салатом с отварной курицей, игры создавали удовольствие здесь и сейчас, оставляя дурное послевкусие ничегонеделанья назавтра, разработка же поначалу может быть и не доставляла столько быстрого удовольствия, зато всю ночь после этого и следующий день я ощущал себя героем. Это было счастье куда более тонкое и долго тянущееся, более высшего порядка, если хотите.  

Решённые большие задачи действительно приносят большое чувство удовлетворения и душевный подъём. Бывает на работе даже на два-три часа лишних зависнешь (извините пример немного из другой области), но если какую-то большую тему продвинешь, то усталости почти нет.
Я заставил себя все мысли сводить к своей игре. Наверное когда-нибудь мой психоаналитик поцокает языком и покачает головой на эту мою затею, но я приучил себя всегда думать только о своем проекте, буквально повернулся на нем. Если я видел дорогие машины, то сразу же говорил себе что и у меня такие будут, надо только много работать, а для начала — выпустить собственную игру. Если видел зарубежные страны, то говорил себе, что обязательно побываю там, но только после того как выпущу свою игру и добьюсь этим чего-то. Если видел плотно сидящих людей, дружелюбно о чем-то беседующих, то убеждал себя, что сделаю и это, но сначала — свой проект.

Готовил тут демо-версию к выставке, родные-близкие поехали на велопрогулку. Сначала хотел заниматься "только делом", но потом подумал, что это больше марофон и голову надо разгружать, давая полезную нагрузку телу. По факту всё растянулось до утра и хорошо, что я не пропустил такую физзарядку/разрядку :)
Ни дня без строчки! Кажется, так называется эта методика. Я, правда, прочитал о ней совсем недавно на хабре, до этого же я нащупал ее как-то сам. Суть ее была в том, что после одного дня разработки пропустить следующий вечер не так уж сложно, а вот после недели ежедневного программирования нарушение этой традиции серьезно бьет по психике на следующее утро. Привыкший к одним и тем же рельсам мозг по привычке скатывается в „я тоже это сделаю/получу, когда выпущу свою игру“, затем вспоминает что вчера ничего сделано не было и происходит болезненный разряд мозгом в мозг. Я со временем стал бояться вечером не сесть за разработку. Потому что в этом случае весь следующий день жутко мучался совестью и болел, скатываясь на свои привычные рельсы „сначала проект“. Иногда, когда сил вечером совсем не было, я просо запускал Idea (в которой приноровился писать) и сидел перед ней пару минут, затем шёл спать. Так два или три раза мне удалось обмануть себя, избежав наказания.
Что-то в этом есть, надо попробовать. Как я писал уж раньше мне обычно требуется забеги/заплывы часа по четыре, которые сложно вылущить в современном ритме дом-дорога-дом. И умотавшись сложно себя посадить за какую-то мелочь. Однако запустить демку на андроиде, подумать, чтобы улучшить или потупить с блокнотиком - это тоже наверное можно засчитать, а может и нет :)
Я очень быстро перестал вообще употреблять алкоголь, поняв, что не могу толком ничего разрабатывать под его действием, а в случае пропуска хотя бы одного вечера разработки на утро вместе с похмельем меня ждала мучительная моральная расплата.Я пробовал программировать рано утром, вставая на несколько часов раньше семьи, но тогда весь день я думал только о своём проекте, а не о работе. Такой вариант меня тоже не устраивал.
Первый раз об этом написано честно. Полно советов из каких-то западных историй, как вставая на час раньше какая-нибудь Джоанн занималась личным проектом вместо предварительного разгребания почты и потом преуспела в своём деле/стартапе. Но по факту - если с утра загрузить мозг личным проектом, на работе эффективность падает ниже плинтуса.
Наконец, чем ближе к выпуску, тем отчетливее я осознавал, что никто кроме меня этот камень в гору не вкатит. Жена помогала мне, рисуя картинки, но всю основную работу выполнял я сам и был этим очень рад. Наконец-то я нашел свое призвание и чувствовал себя на своем месте, ведь каждый день двигался на шажок вперёд; мозг мой при этом получал полный спектр удовольствия от решения возникающих квестов и выработки стратегии победы того или иного нововведения при вводе его в механику игры.

Вообще, конечно, мне повезло с самого начала настроиться на лад каменоломни огромной скалы киркой. Каждый день я делал малюсенькую часть всего огромного проекта. При этом оглядываясь на вчера и заглядывая в завтра, мне казалось, что я топчусь на месте. Однако в перспективе нескольких месяцев прогресс был виден. Я не торопился, не стремился во что бы то ни стало каждый день совершать подвиг. Тихо и спокойно, как сборщик риса, медленно, но уверенно, твердо маленькими шажками двигался вперёд.
Какая хорошая мантра. Она, кстати, противоречит "жесткому" планированию. Но имеет право на жизнь. Единственное, что - у меня рывки где-то на месяц выходят. Дальше организм отключается и уже не может полностью погружаться - видимо нужно всплыть и отдышаться-подумать. Поэтому важно очередную версию сделать и передохнуть. Очень помогают дедлайны от разных конкурсов. Хотя это, конечно, громко сказано :).

Комментариев нет:

Отправить комментарий